Свайный фундамент является популярным на основании значимого обновления современных технологий. Вместо технологии забивки или отливки свай из бетона, теперь применяется метод с завинчиванием. Особенность винтовых свай — не требуется проводить серьезных земляных работ. Нужно лишь бурение скважин под сваи, без разработки грунта. При этом, возможно бурить не на полную глубину погружения сваи. Это выгодный метод возведения фундамента, набирающий востребованность в частном малоэтажном строительстве.
Основные особенности бурения под винтовые сваи
Сваи погружаются завинчиванием, по этой причине их используют на однородных суглинках. На каменистых грунтах такая технология не используется. Под этот тип свай бурение можно делать винтовым инструментом. Применяется ямобур, который выполняет бурение с повышенной скоростью, сравнительно с традиционным оборудованием.
В отличие от бурового станка, ямобур смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы начать бурение под следующую сваю, не потребуется перемещать технику. Требуется лишь изменить положение стрелы экскаватора (где смонтирован механизм). Таким образом, можно осуществить бурение десятков свай за день. Практически, стоимость бурения свай — оплата смены работы экскаватора. Подобные модели техники имеют бульдозерный отвал. Он используется с целью снятия небольшого слоя грунта под свайный фундамент и подготовки подъездного пути.
Другой вариант ямобура ставится на грузовике, а не на тракторном или экскаваторном шасси. В результате уменьшается цена доставки. Технология почти идентична той, что применяется на экскаваторах. Прибор закрепляется на конце стрелы и приводится в действие гидродвигателем. Получается вертикальная ось вращения (для вертикального бурения). Шнековая конструкция дает возможность производить бурение без использования бурового раствора и воды, на сухую.
Главный недостаток ямобура — маленькая глубина бурения. Она редко бывает более 3-4 метров. Преимущество механизма на грузовиках — чуть большая глубина бурения. Глубина способна достигать пяти-шести метров. Конфигурация грузовика дает возможность разместить более длинный шнек, по сравнению с трактором. Между тем, свайный фундамент применяется на слабых грунтах, где глубина необходима более шести метров. Тогда используют бурение классическими буровыми станками.
Бурение под сваи с помощью бурового станка
Под одну постройку потребуется несколько десятков свай. В связи с этим бурение под сваи желательно производить буровыми станками на автомобильном шасси. Именно машина для бурения свай позволяет уменьшить дорогое время на перенос оборудования из одного места в другое. Кроме автомобильного шасси часто используют тракторное или экскаваторное. Буровые станки без шасси малопригодны при бурении. Их очень долго перемещать на другое место.
Погружение свай фундаментов высотных зданий более 15 метров. На эту глубину ямобур не пройдет, нужна специализированная буровая техника. Обычно используют станки на шасси ЗИЛ 131, Урал, КамАЗ. Бурение осуществляется либо шнековым способом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с подачей воды в скважину для вымывания раздробленной породы.
Для свай важно соотношение толщины и длины (сумма глубины погружения и высоты оголовка над землей). Если данное соотношение нарушается, например, свая слишком длинная и тонкая, или наоборот, это ведет к серьезному превышению расхода материалов, а также к повышению энергозатрат. Буровые станки нужны для погружения на большие глубины (более пяти метров, которые даст ямобур), им требуется большой диаметр. Например, для мостов используются сваи с глубиной 15-20 метров и с диаметром около 600-700 миллиметров.
Основными сегодня считаются сваи шнекового бурения. Непосредственно эта технология гарантирует получение скважин большого диаметра с не очень большими затратами. Ее преимущество — не понадобится присутствия на объекте воды.
Заливные сваи
Самое важное отличие заливных свай от других — невозможность погружения без скважины, которая бурится на всю длину. В итоге, бурение скважин под буронабивные сваи, например, возможно выполнить на 2/3 от глубины погружения, а остаток можно добить соответствующим оборудованием. Это решение не пройдет с заливными сваями. Надо обязательно делать бурение на всю глубину и никак иначе.
Заливные сваи — лучший вариант для неоднородного грунта с каменистыми включениями. Камни будут мешать погружению обычных свай, заливные же не требуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. Их имеется возможность применять на любых почвах. С прогрессивной методикой бурения заливные сваи выходят дороже обычных, но не значительно. Они вполне могут быть доступными для частного строительства. В итоге, возможно выбрать наиболее подходящие способы бурения свай, в зависимости от задач.
Для этого вида свай пробуривается скважина требуемого диаметра, к примеру, 200-300 миллиметров. В нее ставится каркас из арматуры, который затем заливается бетоном. Технологии дают возможность отливать заливные сваи как одно целое с ростверком. Получится конструкция с наибольшей прочностью. Представленная схема нашла использование в промышленном строительстве. Монолитные свайные фундаменты эксплуатируются для опор мостов и гидротехнических сооружений.
Заливка выполняется в течение нескольких часов или дней после бурения. Обычно ее делают сразу. Нельзя пустые скважины оставлять на долгое время, они достаточно быстро осыпаются. Практикуется отливка как с ростверком, так и без. Довольно часто заливку производят в несколько этапов, так как для заливки свай требуется одна техника, а для ростверка — уже другая.